ежедневно с 12:00-21:00 Россия, г.Уфа, ул. Заки Валиди, 2а

Кнут и седло. Конец XIX – начало ХХ вв. Дерево. / Whip and saddle. Late XIX – early XX century. Wood.

КнутКнут и седло.  Конец XIX – начало ХХ вв. Дерево.

В хозяйстве башкир лошадь играла ключевую роль, что не могло не найти отражения в искусстве народа. Например, крылатый конь Акбузат  — важный и значительный образ во многих башкирских эпосах. Башкирская порода лошадей заслужила славу очень выносливого, неприхотливого и послушного помощника человека.

 

Старинные башкирские седла различались по конструкции. Большинство из них были составные: передняя и задняя луки соединялись поперечными досками определенной формы. В высшей степени искусно были сконструированы и выполнены цельные седла, у которых корпус и луки вырезались из одной березовой заготовки.

Главное внимание мастера-седельщика было сосредоточено на изготовлении передней луки. Часто лука имела вид арки той или иной конфигурации с несколько утяжеленным верхом. Самобытно выглядели седла с резным скульптурным навершием.

Резьба наносилась чаще на женские седла, в то время как мужские было принято оббивать металлическими пластинами с узорной чеканкой. Применялась рельефная и углубленная резьба. Изображались ряды уголков («елочка»), солярные и цветочные розетки, зубцы, расположенные в ряд или аркой, ногтевидные углубления. Реже встречаются растительные композиции: три листика на стебельках и др. Узоры обычно помещались в центре луки, по верхнему и нижнему краю. Довольно часто орнамент имелся и на передней, и на задней луке.

Зооморфные мотивы угадываются в форме передней луки седел. Замысел резчика обычно интерпретировал сам народ, давая седлам определения: «седло с утиной головой», «седло со змеиной головой», «седло с медвежьей головой».

Седло

Whip and saddle. Late XIX – early XX century. Wood.

The horse was an irreplaceable element of Bashkirs’ lives, which was reflected in their folklore. For instance, the winged stallion Akbuzat plays one of the key roles in Bashkir epic. Bashkirs’ way of life cannot be imagined without a horse. There’s a good reason that Bashkir horse breed is known as remarkably hardy, sturdy and obedient helper.

 

Ancient Bashkir saddles varied in construction. Most of them were composite: the front and back saddlebows were connected by transversal wooden boards of a particular shape. Solid saddles with the body and bows cut from one lump of wood were a masterpiece in design and production. Birch was used as material.

Saddlers’ attention was mainly focused on making the front saddlebow. Very often it was shaped as an arch with different configurations and somewhat weighted top. The type of saddles with a curved upper part looked original.

Women’s saddles were usually carved, while the decoration of men’s saddles traditionally was metal plates with patterned embossing. Craftsmen used relief and incised carving depicting V-shaped pattern (“herringbone”), solar or flower rosettes, jags, pictured in a row or as an arch, onychoid imprints. Floral compositions are rarer: three leaves on a stem etc. Patterns were usually located in the centre of saddlebows, on the upper and bottom edges.  A lot of saddles had ornaments on both front and back bows.

Zoomorphic motifs can be deciphered in the shape of front saddlebows. The carver’s intention was usually interpreted by the owners of saddles, who gave them such names as “saddle with a duck’s head”, “saddle with a snake’s head”, “saddle with a bear’s head”.