ежедневно с 12:00-21:00 Россия, г.Уфа, ул. Заки Валиди, 2а

Колчан и налучье. Конец XIX века. / Quiver and bow case. Late XX century.

КолчанКолчан и налучье.  Конец XIX века.

Лук и стрелы — важнейшее оружие башкир как на войне, так и на охоте. За мастерское владение этим оружием башкиры получили прозвище от солдат Наполеона «северные амуры». Башкирский лук небольшой и сильно изогнутый, изготавливался из двух разных сортов дерева и снаружи оклеивался берестой.

Колчан и налучье – неизменные элементы снаряжения башкир. Для декорирования использовались металлические бляхи, покрытые сложными, искусно сделанными узорами, применялась техника тиснения.

Тиснение — один из способов декорации кожи, которым владели башкирские мастера  южных  районов Башкортостана в XIX веке. Обычно, выбиралась хорошо выделанная тонкая кожа, влажную заготовку натягивали на деревянную форму с углубленным узором, рисунок прорабатывался металлическим или роговым стержнем. Затем изделие выдерживали под прессом до полного высыхания. Для орнамента на тисненой коже характерен плотный симметричный узор, чаще с растительными мотивами из завитков и волнистых линий. Декоративный эффект усиливало затемнение фона или предание ему шероховатости.

НалучьеQuiver and bow case. Late XX century.

Bow and arrows were Bashkirs’ primary weapon at war and in the hunting field. For the dexterity with this weapon Napoleon’s soldiers nicknamed Bashkirs “Northern Cupids”. The Bashkir bow is small and strongly curved. It was made of two different types of wood stuck together and covered with birch bark.

Quiver and bow case are invariable elements of Bashkirs’ munitions. They were adorned with metal plates with complicated elaborate ornaments. The embossing technique was applied.

Embossing was one of the ways to decorate leather that was used by Bashkir craftsmen in southern regions of Bashkortostan in the 19th century. To do embossing they usually chose dressed thin leather. Damp leather was stretched on a wooden mould with imprinted pattern, the picture was made with a metal or horn rod and then the leather was left under press till it fully dried. The ornament common to embossed leather included dense symmetrical pattern with more frequent floral motifs of tendrils and wavy lines. Decorative effect was strengthened by dark background and roughness.